Обязательная в начале 30-х гг. тема сталинских пятилеток не нашла себе места в творчестве Светлова.
В 1935 году был создан другой шедевр поэта, одно из лучших стихотворений этого времени «Каховка». Стихотворение стало песней, как и «Гренада» и тоже приобрело редкую популярность. Спустя годы «Песня о Каховке» прошла по дорогам Великой Отечественной и была очень популярна в Советском Союзе.
С сер. 30-х гг., будучи уже признанным лирическим поэтом, Светлов обращается к драматургии. Однако, уже первая его пьеса «Глубокая провинция» (1935), в которой рассказывается о несчастливой личной жизни колхозников, была резко раскритикована в «Правде» (1936, 10.4.) и снята с репертуара. Пьесы Светлова «Сказка» (1939), «Мыс Желания» (1940) не были ни поставлены на сцене, ни опубликованы. В 1941 году была поставлена его пьеса «Двадцать лет спустя» (1940), которая до последнего времени не сходила со сцен советских театров.
Жизнь Светлова, вся его судьба словно состояла из парадоксов. Один из первых и одержимых комсомольцев, он был исключен из комсомола. Веря в высокие идеалы революции, он никогда не вступал в партию. Создавая романтический образ современника, воспевая мечту о летящей к счастью и справедливости молодой стране, он был гоним властями. Светлов добровольцем ушел на гражданскую, а его преследовали за симпатии к троцкистам.
Писательница, литературовед, ученица и друг поэта Лидия Борисовна Либединская вспоминает о Михаиле Аркадьевиче Светлове: «Очень внимательно кто-то наверху наблюдал за Светловым. В 37-м году его вызвали на Лубянку и предложили…стучать. Светлов, естественно, отказался. Он говорил, что не знал, выйдет ли оттуда. В 1939 году было всеобщее награждение писателей. Светлов не получил никакого ордена. Тогда появилась поговорка Светлова, что «оборотная сторона медали – не дали».
Жена М. А. Светлова – Родам Ираклиевна Амирэджиби (1918-1994) – сестра грузинского писателя Чабуа Ираклиевича Амирэджиби и впоследствии жена физика Бруно Максимовича Понтекорво. Сын – сценарист и режиссёр Александр (Сандро) Михайлович Светлов (род. 1939).
Александр Светлов – сын поэта, вспоминает:
«– Правда, что вашего отца в органах считали троцкистом?
– В 37-м его вызвали в НКВД. Отец немедленно отправился к Хесину в Охрану авторских прав и попросил аванс: «Знаешь, меня завтра посадят, надо бы что-то родителям оставить». Тот выписал ему четыреста рублей. Двести отец оставил старикам (тогда он еще не был женат), а на остальные двести впервые в жизни сильно напился. И в таком виде явился в органы. Там, наверное, рассудили так: «Если человек не боится и напивается, идя на Лубянку, он точно сумасшедший. От такого толку мало!» И его не арестовали. Но в 38-м году для Сталина подготовили справку о поэте Светлове: «Троцкист... Нелегальная типография... Контрреволюционные стихи».–
Получается, Светлов всегда был под подозрением?
Очень долго. В нашем писательском доме были свои стукачи. Думаю, они следили не только за отцом.
– Каким отцом был поэт Михаил Светлов?
Человек-легенда, каким был Светлов? Баек и историй вокруг него ходило много. От трибуна и певца Ленинского комсомола до юмориста и балагура. Ладно скроенный стереотип при жизни поэта некому было разрушить: друзья не могли, а властям это было на руку. Светлов был нужен - как символ, как песня. Миф, ореол стали его клеткой, его клише.