svetlov.su

Switch to desktop Register Login

Поэзия Михаила Светлова

Как прекрасно, что разговор по душам с поэтом Светловым может для вас состояться в любую минуту. Для этого только стоит открыть томик его стихов. Они удивительны, эти по-светловски светлые стихи. И главное в них – обращенность к сердцу каждого из нас, как будто поэт их писал не для миллионов, а для вас лично, читателя, у которого есть имя, фамилия, улица, дом и номер квартиры. Именно поэтому поэзия Михаила Светлова не подвластна времени. Он на самом деле «весь со всеми своими кровеносными сосудами со всем человечеством».

Поэзию и прозу Светлова невозможно объяснить – разве чудо можно определить словами?! Его можно только почувствовать, понять, ощутить, осязать. Почаще, дорогой читатель, обращайтесь к поэзии Михаила Аркадьевича Светлова. Вас всегда ждет друг – мудрый и ироничный, мужественный и веселый, верный и искренний, светлый и все понимающий, снисходительный и требовательный, радующийся и огорчающийся. Без этого друга просто невозможно жить.

 

 

 Стихи Михаила Светлова

1 slide

 

 

* 1920-1930 гг.

* 1931-1940 гг.

* 1941-1945 гг.

* 1946-1964 гг.

* Стихи из книги «Музей друзей». 1960-1964 гг.

* Переводы

*  Эпиграммы

 

 

 

О поэзии М. А. Светлова

Светлов, М. А. История одного стихотворения / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 42-46.

svetlov poet«Я часто думаю, каким образом происходит процесс творчества? И эти думы мне очень мешают — я начинаю констатировать, вместо того, чтобы чувствовать: вот я радуюсь, вот я печалюсь, вот я люблю, и через час будет готово стихотворение. Это может привести к полной погибели твоей как поэта. 
...главная гарантия успеха твоего будущего сочинения — это накопление чувств и, значит, твоего отношения к действительности. Если ты хочешь, как поэт принести пользу людям, то ты можешь это сделать только «размозолев от брожения», как сказал Маяковский. 
Чего надо бояться в нашем деле? Надо бояться таблицы умножения. То, что девятью девять — восемьдесят один, не ты сочинил. Любить родину — не твоя идея. А вот как ее любить, ты должен сообщить людям. Ты должен не повторять патриотизм, а продолжать его. Иначе ты будешь похож на человека, который изобрел деревянный велосипед, не зная, что уже есть металлические.
Теперь, прожив и поработав уже много лет, я понял, что нажатием маленькой кнопки можно привести в действие большой механизм. Был бы механизм, а кнопка всегда найдется. Казалось бы, пустяковая вывеска на гостинице, но она заслонила все остальное, что я сделал. И я очень советую молодым поэтам, если у тебя нет душевного накопления, не иди к людям — побудь один.
И еще один мой совет молодому поэту — не пропускай мимо ни одного прохожего. Обязательно заговори с ним! И он обрадуется, и ты как поэт обогатишься.
И еще один совет — не старайся петь басом, если у тебя нет баса. Вот у Маяковского был бас, и я никогда не подражал ему. У меня, видимо, меццо-сопрано.
Ну, если я уж начал советовать, то меня не остановишь.
Никакого мотора в поэзии еще не выдумано. Ты можешь плыть только на парусах, и эти паруса должны быть направлены обязательно против ветра. И поэтому меня очень огорчает желание многих молодых поэтов напечататься, а не стать поэтами. Никого и ничего не бойтесь! Если твоя жизнь, твой труд — не подвиг, то как же ты можешь звать к подвигу?».

 

2 svetlovВместо послесловия. Беседует поэт Светлов // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 181-194.

«Вас интересует многое, но на общие темы я не могу говорить, потому что и сам плохо в них разбираюсь. Например, я до сих пор не установил: зачем нужна поэзия? Знаю только, что она нужна, и в первую очередь мне, так как у меня нет никакой другой квалификации. А тут, как мне кажется, я приношу пользу.
Давайте начнем очень элементарно, специфически с того, что касается поэзии. С рифмы, например. Вам трудно рифмовать или легко? (Голос с места: «Кому как!»). Рифма вам помощник или враг? (Голос с места: «Чаще мешает!»). Это потому, что вы еще не умеете с ней обходиться. Я утверждаю, что рифма – первый помощник поэта. Сейчас попытаюсь на каком-нибудь примере это доказать».

 Публикация Ф. Матросова. «Литературная Россия», 13 ноября 1964 г.

 

3 title 

Долматовский, Е. Запас волшебства / Е. Долматовский // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 33-37.

«В золотых запасах нашей страны, нашей молодежи, нашей культуры была, есть и будет поэзия Михаила Светлова. Она родилась на гражданской войне, вела молодого современника сквозь годы разрухи и строительства, прошла на танке до Бранденбургских ворот, шагала сквозь бурные пятидесятые и шестидесятые годы, всегда спокойная и взволнованная, улыбающаяся и задумчивая.
Я считаю поэзию Светлова классикой нашего, советского времени, и эта оценка – не надгробное преувеличение и не юбилейное славословие. Просто так оно и есть, и мы, товарищи, не говорили об этом Светлову, потому что знали его скромность и ироничность, но между собой всегда так считали, думали, говорили».
                                                                                                                                 «Комсомольская правда», 1964 г.
 

 

 4 svetlovЛибединская, Л. «Я жил на земле как поэт и солдат…» / Л. Либединская // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 73-78.

«Михаил Светлов – поэт удивительной судьбы. Идеалы, раз и навсегда избранные им в юности, он пронес через всю жизнь. Он часто повторял: «Если бы не произошла Октябрьская революция, меня как поэта не существовало бы. Мне просто не о чем было бы писать… Влюбленность в поэзию, тоже пронесенная через всю жизнь, и дала ему право написать: «Поэзия – моя держава, Я вечный подданный ее».

«Литературная Россия», 1983 г.

 

 

5 slideМальгин, А. «Поэзия – моя держава…» / А. Мальгин // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 93-95.

«Наверное, не случайно лучшие стихи Михаила Светлова стали песнями и, как песни, помнятся и любимы всеми. Стихи Светлова в самом деле очень песенны: у каждого из них своя мелодия, порой незатейливая. Но всегда необычная. И все они пронизаны высокой революционной романтикой.
Светлов любил сопрягать понятия вроде бы не сочетающиеся, а зачастую противоположные: испанская «волость» Гренады – мечтатель-хохол, Меркурий – и буденовец, бледный Христос – и «горланящий плакат», Жанна д´Арк – и рабфаковка, усатые тигры – и Фонтанка в Ленинграде, ангелы – и солдаты, всадник Робеспьера – некий Коля, которому он привез пакет. Там, где сталкиваются высокое и земное, далекое и близкое, и рождается светловский романтический образ – чистый, возвышенный».

«Комсомолец», Ереван, 1983 г.

  

 6 title

Монастырская, М. Михаил Светлов / М. Монастырская // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 98-99.

«…комсомольский поэт 20-х годов Михаил Аркадьевич Светлов утверждает единственно реальное человеческое бессмертие, которое в том, чтобы жить и творить для других, для будущего. В статье «С дальним прицелом» он писал: «Предел моих мечтаний: когда-нибудь читатель, наткнувшись на мою книжку стихов, поймет не только меня, но и время, в которое я жил». Человечность, любовь к живому, сердечное отношение к человеку и его судьбе – основа основ светловского творчества. Без громких фраз, тихо, нежно, просто, без сентиментальничания воспевает Светлов человека, своего современника».

«Биробиджанская звезда», 1978 г.

 

 7 title 

Сикорский, В. Поэт государственных буден / М. Монастырская // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 133-141.

«Однажды мне посчастливилось незаметно подглядеть, как Светлов работает. На столе лежал лист бумаги с начатым стихотворением. Михаил Аркадьевич ходил по комнате, кружил около стола, задумчиво косился на лист, морщился. Казалось, стихотворение там, на листе, – птица, на которую он охотится. И он очень боится не вовремя подойти к ней, спугнуть слишком лобовым эпитетом, громкой фразой, небрежно прикоснуться неосторожным воображением.

К себе, к поэту он, по-моему, относится безжалостно. И неизвестно, сколько стихов он приговорил   к смертной казни и выполнил приговор, а вся их вина, может быть, – всего лишь одна очень точная строфа».

«Литературная Россия», 1964 г.

 

 

Библиографический список произведений Михаила Аркадьевича Светлова и о нем из фонда ЦГМБ им. М. А. Светлова

   

Создание и поддержка сайта - [url=http://www.svetlovka.ru]ГБУК ЦГМБ М.А. Светлова[/url][br] Вся информация на сайте представлена исключительно для ознакомительного просмотра

Top Desktop version