Как прекрасно, что разговор по душам с поэтом Светловым может для вас состояться в любую минуту. Для этого только стоит открыть томик его стихов. Они удивительны, эти по-светловски светлые стихи. И главное в них – обращенность к сердцу каждого из нас, как будто поэт их писал не для миллионов, а для вас лично, читателя, у которого есть имя, фамилия, улица, дом и номер квартиры. Именно поэтому поэзия Михаила Светлова не подвластна времени. Он на самом деле «весь со всеми своими кровеносными сосудами со всем человечеством».
Поэзию и прозу Светлова невозможно объяснить – разве чудо можно определить словами?! Его можно только почувствовать, понять, ощутить, осязать. Почаще, дорогой читатель, обращайтесь к поэзии Михаила Аркадьевича Светлова. Вас всегда ждет друг – мудрый и ироничный, мужественный и веселый, верный и искренний, светлый и все понимающий, снисходительный и требовательный, радующийся и огорчающийся. Без этого друга просто невозможно жить.
* Стихи из книги «Музей друзей». 1960-1964 гг.
* Переводы
Светлов, М. А. История одного стихотворения / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 42-46.
Вместо послесловия. Беседует поэт Светлов // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 181-194.
Публикация Ф. Матросова. «Литературная Россия», 13 ноября 1964 г.
Долматовский, Е. Запас волшебства / Е. Долматовский // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 33-37.
Либединская, Л. «Я жил на земле как поэт и солдат…» / Л. Либединская // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 73-78.
«Михаил Светлов – поэт удивительной судьбы. Идеалы, раз и навсегда избранные им в юности, он пронес через всю жизнь. Он часто повторял: «Если бы не произошла Октябрьская революция, меня как поэта не существовало бы. Мне просто не о чем было бы писать… Влюбленность в поэзию, тоже пронесенная через всю жизнь, и дала ему право написать: «Поэзия – моя держава, Я вечный подданный ее».
«Литературная Россия», 1983 г.
Мальгин, А. «Поэзия – моя держава…» / А. Мальгин // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 93-95.
«Комсомолец», Ереван, 1983 г.
Монастырская, М. Михаил Светлов / М. Монастырская // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 98-99.
«…комсомольский поэт 20-х годов Михаил Аркадьевич Светлов утверждает единственно реальное человеческое бессмертие, которое в том, чтобы жить и творить для других, для будущего. В статье «С дальним прицелом» он писал: «Предел моих мечтаний: когда-нибудь читатель, наткнувшись на мою книжку стихов, поймет не только меня, но и время, в которое я жил». Человечность, любовь к живому, сердечное отношение к человеку и его судьбе – основа основ светловского творчества. Без громких фраз, тихо, нежно, просто, без сентиментальничания воспевает Светлов человека, своего современника».
«Биробиджанская звезда», 1978 г.
Сикорский, В. Поэт государственных буден / М. Монастырская // Алмазный фонд воспоминаний / Ком. по культуре г. Москвы, ЦГЮБ им. М. А. Светлова ; Сост. Л. Б. Либединская. – М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 133-141.
«Однажды мне посчастливилось незаметно подглядеть, как Светлов работает. На столе лежал лист бумаги с начатым стихотворением. Михаил Аркадьевич ходил по комнате, кружил около стола, задумчиво косился на лист, морщился. Казалось, стихотворение там, на листе, – птица, на которую он охотится. И он очень боится не вовремя подойти к ней, спугнуть слишком лобовым эпитетом, громкой фразой, небрежно прикоснуться неосторожным воображением.
К себе, к поэту он, по-моему, относится безжалостно. И неизвестно, сколько стихов он приговорил к смертной казни и выполнил приговор, а вся их вина, может быть, – всего лишь одна очень точная строфа».
«Литературная Россия», 1964 г.