svetlov.su

Switch to desktop Register Login

Публицистика Михаила Светлова

 publ svetlov 1«Михаил Светлов известен не только как поэт и драматург, но и как опытный критик, воспитатель целых поколений литературной молодежи, как взыскательный учитель, уроки которого запомнились многим и многим его ученикам. Этому не могло не способствовать и то, что свои замечания и советы, утверждающие огромное общественно преобразующее и передовое значение искусства, поэт обычно выражал не в виде неких незыблемых аксиом и не подлежащих дискуссиям положений, а в остроумно-афористической речи, убеждающей и захватывающей слушателей своей неожиданностью, меткостью, глубиной.
Все то лучшее, что создано Михаилом Светловым за сорок лет его литературной деятельности, остается в истории… как ценное достояние, как особая и незаменимая глава, и поныне сохранившая для современного читателя новаторское звучание и неповторимое значение».

Б. Соловьев

Предлагаем вашему вниманию публицистические материалы Михаила Аркадьевича Светлова – его статьи на литературные и общественно-политические темы, рецензии на книги стихов советских и зарубежных поэтов, предисловия к поэтическим сборникам, «врезы» и «вступы» к публикациям стихов начинающих авторов, приветствия, речи, выступления.

 

Статьи, отзывы, рецензии М. А. Светлова

 
publ svetlov 2* Предисловие к сборнику «Двадцать стихотворений»
* О фильме «Молодая гвардия»
* Эдуард Багрицкий
* Человеческая должность
* В поисках правды (о пьесе Алексея Арбузова «Годы странствий»)
* О Ксении Некрасовой
* Несколько слов о Валентине Катаеве
* О поэте и друге (об Иосифе Уткине)
* Литва – республика поэтов
* К читателю (о стихах французского поэта и драматурга Жака Превера)
* Ее пульс звучит на весь мир (о Москве)
* «Жизнь в движенье всегда…» (о поэзии индийского писателя и поэта Рабиндраната Тагора)
* О стихах Юнны Мориц
* Мои мысли о Пушкине
* О первой книге Беллы Ахмадулиной
* Маяковское путешествие
* Поэт-песенник (о поэте Михаиле Матусовском)
* Доверие к художественности (о кино)
Большая часть статей и рецензий Светлова была опубликована в периодической печати. Сам автор не готовил и не издавал сборников своих литературно-критических работ. После его смерти несколько статей и рецензий вошло в двухтомник избранных произведений Светлова (Михаил Светлов. Избранные произведения в 2-х томах. М., «Художественная литература», 1965), а затем было выпущено два сборника, посвященных всецело Светлову – критику и прозаику: «Беседует поэт» (М., «Советский писатель», 1968) и «Беседа» (М., «Молодая гвардия», 1969). В сборнике «Беседует поэт» впервые были собраны воедино статьи, рецензии, заметки, высказывания и выступления Светлова, разбросанные по различным изданиям или не публиковавшиеся вовсе.

 

«О Ксении Некрасовой»

 В начало  Выступления
publ svetlov 3«В книжке Ксении Некрасовой «Ночь на баштане» всего тринадцать небольших стихотворений и крохотная поэма. И нет ни одного стихотворения, в котором читателю не явилось бы что-то необыкновенно светлое и чистое. А пейзажи иногда просто поражают — в них природа не только переливается своими необыкновенными красками, в них еще видно непосредственное и подкупающее нас отношение к этим краскам. Если выразиться театральным языком, то сверхзадача всего творчества Ксении Некрасовой — единство природы и человека. У нее цветы, как люди и люди, как цветы.
Я не стану в коротком отзыве цитировать все то, что мне понравилось в этой книжке, я это сделаю на комиссии.
Не понравились мне только легенда деда в поэме и ответ на нее Одарки (особенно последняя). Такого я уже много начитался, особенно в поэзии наших братских республик — вот как раньше было плохо, и вот как теперь хорошо! Раньше нас угнетали, а теперь в нашем поле ходит наш трактор. Спасибо такому-то товарищу за счастливую жизнь! Тему освобождения народов надо подавать свежее и ярче.
В целом, принимая Ксению в coюз мы приобретаем талантливого товарища, у которого есть такие душевные достоинства, которых мы, бывает, лишены. А членский билет поможет ей продолжать работу и облегчит ее весьма трудное бытовое положение».

М. А. Светлов. 1955 г.

   «Литва – республика поэтов»

В начале декабря 1959 года в Литве проходила Неделя русской советской поэзии. В заключение «под председательством А. Венцловы состоялся большой литературный вечер в Государственной филармонии. Затаив дыхание, слушал зал «Гренаду» Михаила Светлова» («Лит. Газета», 1959, 5 дек., № 149).

«Я недавно впервые побывал в Литве. У меня такое впечатление, будто я гостил у родной сестры, живущей в Прибалтике. Все родное — и города, и села, и музеи, и люди, и, конечно, в первую очередь поэты. И те поэты, с которыми я познакомился в Москве, и те, с которыми я подружился в Вильнюсе и в Каунасе.
Очень хорошее дело затеял наш Союз писателей — недели и декады русской поэзии в братских республиках. Поэтическое стало политическим, и наоборот, политическое — поэтическим. Теперь нас водой не разольешь.
Руководитель нашей группы Василий Захарченко все время подавал меня как «старейшего» и как «ветерана». Чувствуя себя человеком еще не совсем преклонного возраста, я согласен только в одном — я старейший друг Литвы и ветеран этой дружбы. Сознание дружбы народов стало нашим инстинктом — мы уже иначе не можем. Я хочу, чтобы мои руки стали настолько обширными, чтобы я мог ими обнять всю Литву.
Литва— это республика поэзии. Стихи там издаются большими тиражами, чем в Российской Федерации. Значит, у них и Книготорг более поэтический. А ведь республика по размерам куда меньше нашей!
Вот уже самолет рулит на старте. Вот он в воздухе. Вот он приземлился в Москве. Привет, дорогая Литва, самый, самый горячий привет!».

М. А. Светлов. 1959 г.

В начало  Выступления

«К читателю»

publ preverО стихах французского поэта и драматурга Жака Превера. 

«Прекрасное можно и нужно исследовать и изучать. Но еще лучше им восхищаться. Я полюбил стихи Жака Превера.
Прочел я первое стихотворение, и мне вдруг показалось, что я иду по берегу Сены в обществе Франсуа Вийона, Артюра Рембо и Жака Превера. Куда могут направляться четыре поэта? Конечно, к площади Согласия.
Мои спутники обладают великолепным качеством — человечностью. И поэтому большой современный поэт Франции Жак Превер стал моим ближайшим другом.
У иных поэтов бывает назойливая социальность. И тогда мы их стихи больше понимаем, чем чувствуем. Жак Превер социален в лучшем смысле этого слова.
Сочувствовать страдающему человеку — не такая уж высокая квалификация для поэта. Высшее мастерство поэта заключается в том, что он умеет страдать и бороться за себя и за своих читателей. Он не подает милостыню нищему расслабленными пальцами. Он поднимает кулак против несправедливости. Именно так социален Превер.
В чем обаяние его творчества? В том, что миллионы незнакомых друг другу людей, читая его стихи, становятся близкими друг другу.
Я знал и знаю много хороших поэтов. Они хорошо писали и пишут. Жак Превер умеет лепить стихотворение. Стоит ли приводить цитаты? Я не пишу диссертацию о творчестве поэта, а только произношу вступительное слово. Стихи Жака Превера будут убедительнее меня».

М. А. Светлов. 1960 г.

 «Ее пульс звучит на весь мир»

О Москве.

«Москва заслуживает не одного сборника, а многих. Москва заслуживает того, чтобы в произведениях, даже не посвященных ей, она существовала как удивительно родной город. Это настолько родной город, что, если я даже отъезжаю хоть километров на двадцать от нее, у меня ощущение тяжелой разлуки. И не ее высотные здания и не торжественность ее центра — всеми окраинами и переулками она мне родная! Если только возраст и здоровье мне позволят, я еще напишу о Москве и москвичах, я надеюсь, что этим порадую и Москву и москвичей.
Дело даже не в архитектуре Москвы, дело в ее пульсации. Ее пульс звучит на весь мир. Это пульс великой справедливости. И мы все борцы за эту справедливость».
М. А. Светлов. 1961 г.

 В начало  Выступления

 «Жизнь в движенье всегда…»

tagor publ

 
О поэзии индийского писателя и поэта Рабиндраната Тагора. 
 «Я могу сказать о поэзии Тагора, о тех его стихах, которые доходят до нас, не владеющих языком оригинала, в переводах, что она не может, конечно, не волновать, не трогать каждого, кто чувствует прекрасное. А нет такого человека, кто был бы совсем лишен этого чувства. Афористическая лирика Тагора — это совершенно особая область его творчества. Как правило, это четверостишия, где глубокая философия и чудесный пейзаж связаны в единый жгут.
Стихотворения из сборника «Искры», которые вы прочтете ниже, представляют собой пример того, как поэт яркую и топкую мысль может облечь в одежды зримых картин и, наоборот, в зримых, повседневных картинах, мимо которых так часто проходим мы с вами,— увидеть вдруг прекрасную и удивительную мысль.
Нужно, очевидно, сильно любить жизнь и понимать людей и в их самом хорошем и самом плохом для того, чтобы видеть мир таким, каким видел его Тагор».

М. А. Светлов. 1961 г.

 «О стихах Юнны Мориц»

morits publ«Приятно, когда рядом с собою ощущаешь дыхание молодого, умного и талантливого человека. И особенно приятно, когда длительное время следишь за его бурным творческим ростом.

Юнна Мориц добилась уже таких достижений, что если бы даже случайно забыли поставить ее подпись под стихотворением, то читатель все равно понял бы, кому принадлежит это стихотворение. Это значит, что она не только обрела свою манеру письма, что у нее свое пристальное поэтическое зрение, но это еще главным образом значит, что она научилась естественно и искрение беседовать со своим читателем.
Много я читал стихов о нашем советском севере. Разные поэты писали о нем, но часто казалось, что их писал один и тот же поэт — и форма и темперамент были очень схожи. Юнна Мориц избегла этого. Это ее север, ее сердце, ее мужество. Вот, к примеру, как она показывает Карское море:
И светится моря таинственный кубок,—
В нем ломтики льда и напиток зеленый. 

Или вот еще образец пейзажа:

Полярный круг — гончарный круг.
И море ледяное немо.
И ни куска земли вокруг.
И солнце вдруг исчезло с неба,
Как птица из ребячьих рук. 
Совершенно прелестно стихотворение «Свадьба во Льдах». Оно довольно длинное, а цитаты не дадут полного представления о нем. Здесь и народность, и юмор, и удивительно хорошее отношение к людям.
И так почти во всех стихах. Большой свежестью веет от творчества Мориц. И я могу с уверенностью сказать, что ее стихи о севере лучшие из тех, что я прочел за последние годы. Я очень рад, что в начале ее творческого пути я помог ей кой-какими советами, и так же рад тому, что в моих советах она уже не нуждается — она вполне самостоятельный мастер. Счастливого творческого пути, Юнна Мориц!».
М. А. Светлов.1961-1962 гг.

 В начало  Выступления

  «Мои мысли о Пушкине»

pushkin publ«Особенность гения заключается в том, что он сопровождает нас всю жизнь. Поэт, в свои юные годы написавший «Руслана и Людмилу», постоянно со мной. Любовь Татьяны учит меня любви: любая осень для меня болдинская.
Я обменял бы самую несчастную судьбу Пушкина на свою самую счастливую. Я так хочу, чтобы любое чувство мое стало пушкинским. Я хочу, чтобы любой наш комсомолец вел себя так, будто рядом живет Пушкин.
Сто двадцать пять лет прошло после того, как мы потеряли Пушкина, но мне все время кажется, что Пушкин впереди. Пушкин — это непримиримая борьба со злом, это непобедимая талантливость во всем, что мы делаем.
Я давно пишу стихи. Но я не знаю, что бы я стал делать без Пушкина. Может быть, при нем я совсем не стал бы писать стихов. Слава богу, мои современники пишут так, что мне есть с кем соревноваться.
Пушкинская слава освещает нашу советскую Родину. Я не хочу быть звездой, я хочу быть фонарем, освещающим дорогу моему современнику! Пушкин — это не только памятник. Это подошедшая к нам мечта, это четыре времени года, это всегда хорошо. Я кладу к подножию этого памятника свою жизнь. И я абсолютно убежден в том, что поступаю правильно.
Пушкин! Бесконечно дорогой! Стойте на площади, пусть не во плоти, и учите нас быть прекрасными, учите любить человечество так, как вы любили. А большего нам и не надо. Мы ведь коммунисты».

М. А. Светлов.1962 г.

«Поэт-песенник»

О поэте Михаиле Матусовском.

«Поэт-песенник — высокое звание. И Михаил Матусовский с полным правом носит это почетное звание.
Цитата может обойтись без продолжения. Но если ты услышал хотя бы две строки мгновенно полюбившейся тебе песни, ты категорически требуешь продолжения. Поэтому я не буду цитировать ни одной песни Михаила Матусовского — таких популярных, таких полюбившихся. Их поют люди всех возрастов и всех профессий. Но особенно я люблю, когда их поют наши
воины. Я много раз слышал их пение. И перед боем, и в дни мирной учебы. Михаил Матусовский — знаменосец этих песен. И мне радостно, что я где-то с ним рядом...
Часто бывает, что поешь любимую песню и не знаешь, кто ее автор. Так вот я во всеуслышание заявляю: «Автор этой, второй, третьей и многих других песен — Михаил Матусовский! Скажем ему за это свое солдатское спасибо! Пожелаем ему, чтобы этот бурный поток ни на минуту не ослабевал».
Песня — это и мать, и сестра, и любимая. И молодости без этих трех женщин никак нельзя обойтись. И если кто-нибудь с ними в разлуке, то песня — кратчайший путь общения с ними. Вот почему Михаил Матусовский нам с вами так дорог!».
М. А. Светлов. 1964 г.

В начало 

 Выступления М. А. Светлова

publ svetlov 4* Выступление на вечере памяти Джека Алтаузена
* Выступление на секции поэтов
* Слово поэта
* Выступление по московскому радио
* Неделя детской книги
* Выступление на обсуждении творчества молодых сибирских поэтов
* Выступление на юбилейном вечере по случаю своего 60-летия
* Тезисы выступления на юбилейном вечере

 

Выступление на вечере памяти Джека Алтаузена

Алтаузен погиб на фронте в 1942 году. «...родился в Лондоне» — ошибка памяти Светлова. Алтаузен родился в 1907 году в Китае, куда нелегкая судьба занесла его отца, рабочего с Ленских приисков. Работая «боем» па пароходной линии Шанхай — Гонконг, мальчик превратился из Якова в Джека. Четырнадцатилетним юношей Алтаузену удалось возвратиться в Россию.
 
«С большой грустью я узнал о гибели этого молодого, талантливого и удивительно жизнелюбивого человека.
Это был хохотун в самом лучшем смысле этого слова. Он смеялся неудержимо, необычайно по-доброму и так заразительно, что человек с самым дурным настроением в его присутствии становился таким же веселым, как и сам Джек Алтаузен.
Его необычное для России имя Джек произошло оттого, что он родился в Лондоне, где он прожил не дольше своего ясельного возраста.
Я познакомился с ним в Москве, когда он только начал складывать азы в советской поэзии. А затем весь процесс его творческого роста происходил на моих глазах. И все время, от ученической поры до овладения мастерством, его никогда не покидало чувство гражданственности в своей литературной работе. Не тихая венозная, а кипучая артериальная кровь билась в его творчестве.
И, думая о моем большом, пусть и более молодом друге, я благоговейно склоняю голову перед памятью о нем. И в заключение я хочу прочесть отрывок из его поэмы «Безусый энтузиаст», в котором очень четко видна та преданность делу, которому отдал Алтаузен всю свою жизнь».
М. А. Светлов. 1940 – 1950-е годы.

Выступление по московскому радио

speech 1«...Сейчас я обращаюсь к нашей молодежи. И, честно признаюсь, с большой печалью вспоминаю о том времени, когда ко мне обращались как к молодому гражданину, как к молодому поэту. У меня были чудесные современники в моем ремесле. Такие замечательные наши поэты, как Маяковский и Есенин, обращались со мной, как с молодым. И вот прошло время, и я, наполненный возрастом человек, сам обращаюсь к молодежи. Границы между возрастами я так и не заметил. Что же я могу сказать молодежи? Что бы вы ни делали, чем бы ни занимались, старайтесь создать такую атмосферу, чтобы творческое состояние заняло большую часть вашей жизни. Я, к сожалению, не всегда соблюдал это необходимое правило. Соблюдай я его, я бы сделал куда больше полезного, чем сделал.

И еще одно необходимое правило — не соблюдайте принципиальность в мелочах. Принципиальность в мелочах — это оружие обывателя. Как часто мы слышим: «Нет, это я принципиально!» — а речь идет о каких-то пустяках. Принципиальность — это оружие, которое, как всякое оружие, нужно держать в чехле. Обнажать это оружие нужно только для большого сражения или для опасной разведки. Сколько мы ни знаем великих людей — это люди великой и гордой принципиальности. Годы, которые мне еще предстоит существовать рядом с вами и для вас, я и думаю посвятить этой большой принципиальности. Я очень хочу, чтобы вы поверили моим желаниям и их осуществлению.
На этом я и кончаю свои старческие рассуждения и перехожу к стихам».
М. А. Светлов. 1950 – нач. 1960-х годов.

      В начало  Выступления  

Неделя детской книги

 «Ребята!
Мне кажется, что вся! Моя долгая жизнь — это неделя детской книги. Потому что незабываемы и всегда со мной герои тех книг, с которых я начал свою жизнь, свое воспитание, свое отношение к людям и действительности. И чеховский Ванька Жуков, пишущий письмо «на деревню дедушке», и Гулливер Свифта, осмеивающий человеческие пороки,— мне кажется, что они не покидали меня ни на минуту. А что уж говорить о Томе Сойере и Геккельбери Финне Марка Твена!
Наши советские писатели, пишущие для детей, — прекрасные писатели. Я дружил с Аркадием Гайдаром и с его семьей. По-моему, не было лучше человека и детского писателя лучшего, чем Аркадий Гайдар. Я знаком и дружу почти со всеми современными советскими детскими писателями. Но ведь до победы Советской власти в России были считанные детские писатели, да
и те куда слабее наших современных советских. Поэтому я в своем детстве читал больше зарубежных писателей. Я завидую вам, современные дети. Вы можете через книгу больше вникнуть в свою жизнь, острее понять, что происходит на свете, вам книга современного
советского детского писателя поможет прочнее и сердечней общаться с товарищами.
Ваши каникулы начинаются на границе зимы и весны. Таким образом, вы сразу завоевываете два государства — Зиму и Весну. Поздравляю вас, победители! И в эти каникулы вы справляете «книжкины именины». Убежден, что вы их справите не хуже, чем свои собственные. Книга заслуживает этого.
Нескончаем порыв единый,
Громогласно звучит «ура!»,
Справить книжкины именины
Собирается детвора.
Пусть же будет наш праздник ярок,
Флаги радости мы взовьем,
Мы любовь нашу, как подарок,
Каждой книге преподнесем!»

М. А. Светлов. 1950 — нач. 1960-х годов.

 Выступление на обсуждении творчества молодых сибирских поэтов

speech 2«Я очень внимательно прочел стихи сибирских поэтов. Как и в прошлый раз, когда обсуждался журнал «Сибирские огни», и я сейчас думаю, что сибиряки — это наши поэты первой категории. И я очень жалею, что все мои пометки на их рукописях пока что не реализованы. Нужен был подробный и продолжительный разговор, а получилась скомканная беседа.

И когда я председательствовал на этом собрании поэтов, я сразу все понял: подробно мы поговорить не успеем, и моя задача — создать такую атмосферу для сибирских поэтов, чтобы они этой атмосферой могли еще долго дышать. И поэтому я повел речь об общих задачах нашей поэзии, стараясь вместе с тем коснуться творчества отдельных поэтов.
Вывод, в общем, сводится к следующему: когда каждый из поэтов старается быть оригинальным, тогда эта оригинальность уже становится шаблоном. Сколько бы раз я ни употреблял слова: «кедрач», «мохнатый» и «сохатый» и в каком бы ракурсе я их ни показал, словарь мой будет тождествен словарю моих товарищей по ремеслу. И тогда меня не отличишь от других. Я не буду сейчас называть ничьих фамилий (я могу кого-то забыть, и, главное, я говорю, предупреждая многих молодых поэтов), но я предупреждаю об опасности для поэтов общего словаря. Если язык обладает десятками тысяч слов, опасно эксплуатировать какую-нибудь одну-две сотни слов. Эта опасность угрожает многим поэтам, и, конечно, не только сибирским. И поэтому я, как говорится, «рыдая и ликуя», констатировал и одаренность этих поэтов, и опасности, которые их подстерегают.
Еще не все сибирские поэты уехали. Оставшиеся в Москве, в частности Перевалов, еще встретятся со мной для подробной и точной беседы. И после этой беседы я смогу более развернуто рассказать обо всех достоинствах и недостатках поэтов, с которыми я познакомился. Это послужит и на пользу молодым сибирским поэтам, и на радость нашей бухгалтерии, которой надо же что-то прикалывать к своим официальным документам».

М. А. Светлов. 21 марта 1961 г.

 В начало  Выступления

 Выступление на юбилейном вечере по случаю своего 60-летия

sixtyОткрывая вечер, председательствующий Ярослав Смеляков сказал в своем вступительном слове: «...Главное в Светлове — верность. Верность чему? Верность идеям народа и партии. Он ни разу не споткнулся с 1917 года, в то время, когда были разные модные течения. Он ни разу не оступился». Леонид Соболев подчеркнул, что «60 светловских лет — это 60 лет чистейшей коммунистической поэзии...». В. Каверин написал в своем поздравительном адресе: «Поэзия для Вас — не способ существования, а единственный и самый надежный способ убедить человека в том, что он добр и мудр...» (цит. по указ. стенограмме).
«...я вам прочту... стихи...» — Светлов читал стихотворения «Негодяй» (1962) и «Охотничий домик» (1962).
 
«Если бы мне тридцать лет назад сказали, что вы меня спустя тридцать лет так встретите, то я бы и тогда понял, что я жизнь проживу не зря. Я даже могу вам точно объяснить, почему вы меня любите. У меня есть одно волшебное качество — я могу прожить без необходимого, но без лишнего я прожить не могу. И вот так я и живу всю жизнь. Это мне никаких затруднений не доставляет. И вот так я и живу, и пишу, никто другой за меня не пишет.
Не так все легко пишется. А иногда мне кажется, когда не работается, что-то не получается, что жизнь — это густо заселенная пустыня. Без людей я не могу. И с людьми я не всегда могу.
Поэтому не хочу вас задерживать, рассказывая вам какие-то основные принципы моего бытия. Может быть, я их не осознаю, может быть, с хода их придумал. Но думаю, что я работаю правильно и доставлю вам еще немало радости.
Для того чтобы вам доказать, что я говорил, я вам прочту какие-то смешные и странные стихи, но они в моем плане, их надо еще немного делать, но это не имеет значения».
М. А. Светлов. 1963 г.

 В начало  Выступления

  Источники

 Вступительные статьи, отзывы и рецензииpubl svetlov 5

* Светлов, М. А. Вступительные статьи, отзывы и рецензии / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 110-357.
* Светлов, М. А. Предисловие к сборнику «Двадцать стихотворений» / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 115-116.
* Светлов, М. А. О фильме «Молодая гвардия» / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 124-126.
* Светлов, М. А. Эдуард Багрицкий / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 24-27.
* Светлов, М. А. Человеческая должность / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 28-32.
* Светлов, М. А. В поисках правды / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 159-163.
* Светлов, М. А. О Ксении Некрасовой / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 173-174.
* Светлов, М. А. Несколько слов о Валентине Катаеве / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 37-38.
* Светлов, М. А. О поэте и друге / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 200-202.
* Светлов, М. А. Литва – республика поэтов / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 49.
* Светлов, М. А. Ее пульс звучит на весь мир / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 69.
* Светлов, М. А. К читателю / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 227-228. publ svetlov 6
* Светлов, М. А. «Жизнь в движенье всегда…» / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 234.
* Светлов, М. А. О стихах Юнны Мориц / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 249-250.
* Светлов, М. А. Мои мысли о Пушкине / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 261-262.
* Светлов, М. А. О первой книге Беллы Ахмадулиной / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 269-271.
* Светлов, М. А. Маяковское путешествие / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 273-276.
* Светлов, М. А. Поэт-песенник / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 288.
* Светлов, М. А. Доверие к художественности / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 103-106.
 speech 3Выступления
* Светлов, М. А. Выступления / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 290-322.
* Светлов, М. А. Выступление на вечере памяти Джека Алтаузена / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 297.
* Светлов, М. А. Выступление на секции поэтов / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 308-311.
* Светлов, М. А. Слово поэта / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 298-300.
* Светлов, М. А. Выступление по московскому радио / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления.  Сказки. – С. 318-319.
* Светлов, М. А. Неделя детской книги / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 316-317.
* Светлов, М. А. Выступление на обсуждении творчества молодых сибирских поэтов / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 312-313.
* Светлов, М. А. Выступление на юбилейном вечере по случаю своего 60-летия / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 320.
* Светлов, М. А. Тезисы выступления на юбилейном вечере / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 321-322.
 Литературоведение
* Соловьев, Б. И. Михаил Светлов (1903-1964) / Б. И. Соловьев // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 1 : Стихотворения и поэмы. Эпиграммы. Переводы. – С. 35-36.
* Тарасова, А. А. Примечания / А. А. Тарасова // Собрание сочинений : в 3 т. / М. А. Светлов. – М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. – С. 407-408.
 В начало  Выступления

В каких ситуациях новый заемщик может рассчитывать на микрокредит на карту в Украине без процентов и отказа? Українські мікрофінансові організації неохоче видають кредит військовослужбовцям в Україні. Справа в тому, що вони захищені законом. В Украине работают микрофинансовые организации, которые предлагают займ без звонков на карту онлайн через интернет за 2 минуты. Для оформления кредита под 0.01% нужна база МФО с соответствующими займами. Круглосуточно и без отказа. Быстро и надежно.

Создание и поддержка сайта - [url=http://www.svetlovka.ru]ГБУК ЦГМБ М.А. Светлова[/url][br] Вся информация на сайте представлена исключительно для ознакомительного просмотра

Top Desktop version